Вход на сайт

Войти через ВКонтакте Google

Или войти в аккаунт

Мода — игра, в которую надо играть всерьез
Fashion

Мода — игра, в которую надо играть всерьез

Кристина Христофорова 2090

Томилова Лада, бренд «SiammSiamm»: «Мой стиль — этакий маленький эльф в огромном ярком пальто-букле с татуировкой в виде сердечка на щеке и челкой, закрывающей половину лица».


- Расскажите о себе: кем вы хотели стать в детстве? С чего начался ваш интерес к дизайну одежды и к моде? Как появилась идея создать свое дело?

- Меня зовут Лада Томилова. Я мечтала стать… хореографом. Да, именно так, дословно, я отвечала на вопрос «Кем ты хочешь быть?» Но по своей ребячливой неосновательности на танцы я так и не попала, а провела все детство и тинэйджерство в художественной школе небольшого уральского городка, а также на многочисленных олимпиадах по литературе и русскому языку. К четырнадцати годам «художка» мне так опостылела, что у меня и мысли не промелькнуло поступать в архитектурную академию,

Интерес к дизайну одежды, если можно именно так обозначить увлечение семилетней давности, начался с простого. За плечами было пять с лишним лет работы в небезызвестном ночном клубе Екатеринбурга (пела и танцевала в шоу) и созревшее большое желание завершить ночную жизнь. Во-первых, это очень утомительно. Во-вторых, пора было подумать о долгосрочной перспективе и постоянном достойном заработке. Часть своих сценических костюмов - красивые платья, подчеркивающие сексуальность и женственность - я придумывала сама, после чего возникло желание «шить в народ». Одновременно путешествовала по Юго-Восточной Азии и закупала понравившуюся одежду, которую затем продавала в Екатеринбурге. Текстиль был недорогой, но… очень тяжелый! Приходилось «тягать веса», в сумме приближающиеся к собственному весу. Дальние перелеты, поиск интересных моделей, таскание огромных сумок было изнурительно, тяжело физически и требовало много времени. Маетное занятие из разряда не самых творческих делалось, в первую очередь, из интереса «что из этого получится?». Со временем снабжение тайскими нарядами отошло на второй план, затем и вовсе иссякло, - я перешла исключительно на пошив своих незамысловатых платьев. Все они были не сложных конструкций, но, наверное, именно благодаря этому и расходись. Шила,конечно, не сама. Дальше все завертелось-закружилось, дело доросло до самостоятельного шоу-рума с маленьким швейным цехом. Нет, мы не делали массовку, - сначала это был больше индивидуальный пошив, и долгие месяцы и даже годы ошибок и промахов, которые мы с командой испытали на собственных шкурах. Уверена, то, к чему мы пришли сейчас, можно было сделать гораздо быстрее, сократив путь, затраты и количество набитых шишек. Но нам катастрофически не хватало знаний, организационных навыков, мы просто не понимали, как это делается. Под словом «ЭТО» я подразумеваю модный бизнес. Около трех лет то, чем я занималась, было для меня игрушкой, хобби, а шоу-рум - любимым местом, куда я могла прийти просто насладиться дружеской атмосферой, отдохнуть, обрести хорошее настроение. Во время беременности управлением, многочисленными организационными вопросами, ведением документации занимались друзья, ставшие к тому времени коллегами по бизнесу. Очень благодарна ребятам, удержавшим на плаву еще не очень крепкий кораблик. После рождения дочки около года приходила в себя, пыталась свыкнутся с новой ролью. В тот момент все коллекции, созданные до появления Рады, показались мне ужасными, такими любительскими, дилетантскими. Одновременно пришло желание поставить дело на новый уровень, достигнуть определенной профессиональной стадии. Недавно, выкидывая лекала, созданные на заре моей дизайнерской деятельности, не испытала ни малейшего сожаления, даже хохотала в голос : Не надо забывать, что мода- это игра, но, как сказал Лагерфельд, «игра, в которую надо играть всерьез». Я приняла это правило. Сейчас это ближе к бизнесу, чем к игре.

- Вы где-то обучались дизайнерскому ремеслу? Где получали опыт?

- За моими плечами годовые курсы в УрГАХУ, частные занятия и самообразование.

- Лада, назовите три самые большие проблемы, с которыми вы столкнулись, в развитии бизнеса, с которыми могут столкнуться начинающие дизайнеры?

- Ну почему же только три? На самом деле, их гораздо больше. Как в любой другой карьере и в любом другом бизнесе. Уточню, что называется, на берегу (говорила об этом не раз!), что определение «дизайнер» ко мне не очень подходит, я и не могу называться дизайнером в полном смысле слова, так не вношу в индустрию моды новшеств, не изобретаю ничего. Я и моя команда производим женскую одежду, сравнительно простого кроя, комфортную и подходящую на любой случай жизни. И так делают многие сегодняшние русские «дизайнеры».

Что касается проблем, их несколько. Одна из главных - найти красивые, качественные ткани и фурнитуру, при этом недорогие. Отслеживая работу своих коллег, закупающих ткань там же, где и мы, могу отметить, что многие баснословно завышают стоимость готовых изделий. Всегда необходимо искать свои тропинки к формуле «разумная цена + достойное качество». Тем более, в настоящее время с выбором ткани стало полегче.

Проблема: найти персонал. Слишком мало людей, как показала практика, хотят работать на производстве. Сегодня это читается в любом бизнесе. Число надомников растет, а отыскать золотого технолога и конструктора невероятно сложно. Люди предпочитают сидеть дома и надеяться только на себя, а не на работодателя. Может, кто-то когда-то их обделил, причинил неприятность – не знаю… Не могу не отметить: у нас очень хорошие условия труда и оплаты труда; мы искренне не понимаем и расстраиваемся, когда на наше предложение работать в коллективе на нас обижаются и даже оскорбляются.

Проблема: начальный капитал и помещение. Аренда взлетела до максимума, при этом множество помещений пустуют. Помощь малому бизнесу провозглашена лишь на бумаге, на самом деле, государству, а тем более арендодателям до нас нет никакого дела. Требуются немалые первоначальные вложения, чтобы поднять на ноги хотя бы небольшое производство: технолог, закройщик, две швеи, их зарплата на первое время, пока хоть немного встанешь на ноги; оборудование (машины, их настройка и ремонт, столы, инструменты), аренда, коммуналка, зарплата администраторов, оплата сторонних цехов (если это массовка, и вы отдаете продукцию в отшив на аутсорсинг); обучающие программы, командировки, а также пиар, реклама и прочие вложения в продвижение. Проблема: удержаться на плаву, не отстать от конкурентов. Просто грамотно лавировать в постоянно иссякающем финансовом потоке и найти единомышленников, готовых лавировать вместе с тобой.

- Вы помните свои первые творения?

- Длинные платья в пол из мягкого трикотажа, абсолютно прилегающего силуэта, как вторая кожа. Женщины в них, как змеи. Было просто и красиво. Половина покупательниц встретила их замечательно. Вторая ругала меня, мол, конечно, с такой фигурой, как у Лады, можно позволить себе носить такие платья. А я, в свою очередь, думала, что никому не запрещено заниматься своим телом и носить то, что душе угодно. И до сих пор так считаю.

- Вашим первым покупателем была…

- Первой покупательницы, я не помню, конечно. Но хорошо запомнилось, что на тот момент не ощущала страха невостребованности. Не за что было бояться! В шоу-руме площадью девять квадратных метров висело на рейле несколько платьев. Думала, если не купят, буду носить сама! Я и сейчас так думаю про некоторые модели, просто знаю, что они могут долго провисеть... Страх приходит гораздо позже, когда ты видишь цифры потраченного бюджета или только составляешь планы.

- Откуда берется вдохновение?

- Я не знаю, как правильно отвечать на этот вопрос. Обычно я сажусь за новые эскизы, когда понимаю, что в SiammSiamm нехватка свежего ветра. Нет у нас системы в выпуске коллекций, это беда моей творческой натуры. Мне необходимо одиночество, всегда и каждый день. Сажусь и знаю, что мне непременно нужно сейчас «выродить» эту коллекцию. Покупаю модные журналы стопками, но это не помогает и не вдохновляет. Я не делаю мудбордов, не шарюсь на style.com . Может, слышали изречение американского модельера Ральфа Лорена: «Мода не только о лейблах. Она не о брендах. Она о чем-то другом, что рождается внутри нас»? - все, что меня вдохновляет, это отдельные детали чего-то или кого-то, чьих-то образов, все, что я вижу извне: улица, люди, инстаграм, картины, фильмы, природа, художественная литература или книги по дизайну. Ну и конечно, Музыка. Моя музыка. Тяжелая и местами депрессивная. Все это должно соединиться причудливым образом, «перебродить», созреть. С этим, как говорится, надо переспать. В этом смысле не могу не согласиться с канадской топ-моделью Шалом Харлоу: «Я не черпаю стиль из показов и от людей с подиумов. Мода – это то, что происходит, когда ты просыпаешься».

- Ваши учителя и авторитеты в моде?

- Имена учителей ни о чем не скажут читателю, не посещавшему занятий УрГАХУ. Тем не менее, мне хочется сказать огромное спасибо первым профессиональным наставникам. Авторитеты и стиль близкий мне: Мартин Маржела, Марни, CELINE, Давид Кома.

- Как вы можете охарактеризовать свой стиль?

- Он простой и вместе с тем, по-моему, немного необычный. Этакий маленький эльф в огромном ярком пальто-букле с татуировкой в виде сердечка на щеке и челкой, закрывающей половину лица. Мои способности далеки от таланта тех дизайнеров, которых называют инопланетянами. «Я не волшебник, а только учусь», но не хочу, чтобы это было оправданием для моих ошибок. Сейчас я точно знаю, что не боги горшки обжигают, и если долго мучиться, что-нибудь получится. Поэтому нахожусь в постоянном поиске себя и собственного стиля. Я еще не остановилась на чем-то одном. Капитана бросает из одного моря в другое.

- Каким вы видите свой бренд через десять лет?

- Не могу ничего сказать о финансовой составляющей. Я гонюсь не за ней. Озвучу только свои мысли о будущем, идеологию марки. Очень чистым вижу свой бренд. Без лишностей. Знаю, нет такого слова. Но пусть будет! Мне всегда, в каждой модели,хочется добавить неуместную деталь. Главное - вовремя стукнуть себя по рукам! Постоянно нужно отсекать лишнее. Раз за разом, как лишний мрамор при создании скульптуры. В перспективе вижу нашего клиента таким: чтоб все самое интересное у него было внутри, в мыслях, душе, - и в своей собственной внешности. А Одежда, наша Одежда, которую он выберет и предпочтет, будет лишь гармоничным дополнением Личности, не приукрашивающей и не затмевающей ее.

читайте также