Сергей Войтковский,
заслуженный работник культуры России,
ассоциированный член международного сообщества арт-менеджеров
|
Все, что создается и производится человечеством, называется «продукт». Все, что удовлетворяет потребности отдельного человека, становится «предметом» его особого внимания, потребности и потребления. Не все, что производится, может стать предметом потребления людей, поскольку:
- не всегда в предмете имеется реальная потребность;
- не любой продукт обладает необходимой полнотой свойств, благодаря которым он может стать предметом потребительского рынка, тем более рынка искусств.
К примеру, каракули ребенка или рабочие почеркушки, наброски мастера. Одни ценны для матери ребенка как творческие пробы её дитя, которое демонстрирует способность творческого освоения окружающего его мира. Другие представляют особую ценность лишь для мастера в качестве необходимого этапа первичного визуального осмысления и освоения новой художественной задачи или идеи.
Да, они могут стать впоследствии предметом рынка искусств – антикварного, если ребенок станет великим мастером, а мастер и его работы войдут в анналы мирового искусства. Только в этом случае и каракули ребенка, и почеркушки мастера смогут котироваться и на аукционах, и на рынке предметов музеефикации, и на рынке коллекционирования. Мы не говорим сейчас об их уровне, поскольку он будет определяться лишь уровнем (региональный, страновой, континентальный или мировой) влиятельности творческих достижений этих персон. Но до времени наступления этого успеха должны пройти многие годы (от десятка до, иногда, сотни лет) и сложиться удивительно уникальные общественно-экономические и художественно-культурные обстоятельства!
И это не всё, и даже не самое главное!
Продукт, который предназначается для рыночного (массового) потребления, должен жестко отвечать конкретным требованиям и обладать определенными качествами:
1. Иметь высокую пассионарностью;
2. Перекликаться с традициями эстетики;
3. Соответствовать каким-то нормам определенного канона;
4. Удовлетворять художественно-образные запросы публики.
Есть множество продуктов, которые не могут становиться предметами потребительского рынка. К примеру, художники делают зарисовки, сюжетные пятна. Кабинетная работа ученого и исследователя – также не продукт. Эпизодом можно восхищаться, но это не полотно!
Массам в искусстве интересно окончательное решение – конечный продукт, полноценный сюжет! Это именно то, чем продукт искусства отличается, к примеру, от товаров рынка средств массовой информации, которые интересуются только тем, что случилось где-то или произошло, но не тем, чем всё это закончится или закончилось.
Важно знать и понимать завершенность картины, спектакля, программы, шоу. То есть, понимать и расставлять сюжетные и смысловые акценты, увязывать линии содержания. Тогда такое представление ожидает публичный успех, и публика благодарно хвалит организаторов.
Показывать нужно только продукт, а не полуфабрикат!
Работа без публики, без учета её интересов – это банальное позерство и пустозвонство! Публика платит за билет и хочет наслаждаться сюжетной линией (действием) и содержанием. Поэтому истинный рынок искусства исключает попадания в публичный оборот творческих испражнений (это оружие специального назначения для проведения акций дебилизации общества). А истинные деятели мирового рынка арт-индустрии, как ни странно это прозвучит, являются воспитателями художественного вкуса общества. И уж они-то лучше многих знают и понимают существующую прямую зависимость: чем накормишь зрителя со сцены, экрана, страниц и т.д., тем он нам отвечает и в быту, и в жизни, и в политике и т.п.!
В искусстве существуют каноны, традиции и формы, которые отличают высокое искусство от низменного. Поэтому великие мастера дают своей публике самое лучшее, что может создать их гений. Это полотна, акварели, холсты, постановки, декорации, образцы, образы, сюжеты и язык замечательных мастеров и художников прошлого и настоящего, которые не существуют сами по себе, а живут в пространстве времени, истории, общей культуры и экономики отдельно взятой и общемировой цивилизации.
Следовательно, публика, понимая, что мастер заботится о ней, её художественном здоровье и совершенстве, доверяет ему и идет в кассу! Лишь доверие зрителя к художнику и только оно заставляет публику распахивать навстречу искусству свои сердца. Но не только сердца! А открывать и опустошать свои кошельки. И кто бы, что не говорил, запомните навсегда: зритель голосует только ногами и кошельком, выбирая свой путь к вершинам высшего художественного блаженства и великого эмоционального наслаждения искусством только своим сердцем!
Следовательно, только таким способом мы (деятели арт-индустрии) получаем внимание, время и деньги (бесценные оборотные и одновременно ограниченные экономические ресурсы, без которых мы мертвы)! Следовательно, только таким способом мы получаем возможность продолжить своё плодотворное творчество и свой созидательный путь, получая через ответственную деятельность очередную порцию общественных благ для осуществления новых художественных работ!
Так круг наших интересов и интересов публики замыкается!
Публика влюбчива, влюбилась и платит! Необходимо сделать всё, чтобы заставить зрителя влюбиться. Только так и может бытовать продукт массового спроса. Поэтому единичная, даже блестящая работа для творческого конвейера не подходит. Конвейеру всегда и везде нужен репертуар! Потому что одна работа индустриальную экономику любого субъекта арт-индустрии сложить не может. Для этого нужны специфические условия! О них будем говорить ниже.
Успех всегда сопровождает сопутствующая мелочь – экономическая стоимость. Успех тиражирует моду, он завораживает. В эйфории зритель не считает денег. А что же может быть предметом массовой эйфории? Очень немногое!
Так вот, если не умеешь создать эйфорию, нужно обязательно создавать моду: на художника, режиссера, спектакль, пьесу, картину и т.д. Это переориентирует зрителя с художественных достоинств конкретного произведения искусства на ужимки и улыбки моды и на модность в целом. Здесь берет начало известное понятие «модный продукт», которое позволяет нам получить одновременно два продукта:
- продукт рынка арт-индустрии;
- и продукт рынка моды.
В 12-летнем цикле однополюсного поколения обычно проходит 3-4 цикла моды, каждый из которых по времени длится 3-4 года. На волне моды любой продукт можно капитализировать, поскольку его технологично ставят на тираж.
Итальянцы на основе вековых клиентских традиций разработали и постоянно реализуют грамотную схему, благодаря которой, к примеру, создана экономика модельного дела.
Как же работает рынок товаров моды?
Напомним, что на рынке моды существуют следующие товары:
№ 1 – От кутюр (ручная работа мастера) и
№ 2 – Прет-а-потре (малые партии машинного производства по калькам мастера).
Если человек заказывает мастеру модель, это дорого!
Мастер – 200 000 х 1 единица – качественная (музейная) работа!
От мастерской – 20 000 х 10 единиц (копии под руководством мастера)
Малый тираж – 2 000 х 100 единиц (кальки)
Средний тираж – 200 х 1 000 единиц (кальки)
Массовый тираж – 20 х 10 000 единиц (кальки)
----------------------------------------------------------------------------------
Итого: индустриальный оборот одной модели составляет: 1 000 000.
Но мастер не ограничивается в сезон одной моделью, он разрабатывает сезонную коллекцию! Свежие кальки кутюрье откупаются производителями и подгоняются своими конструкторами под массовое производство. Или сами кутюрье имеют свои поточные линии, на которые загружают свои новые разработки, а полученную продукцию реализуют под своим фирменным брендом. Поэтому-то и складывается экономика всех мировых Домов кутюрье, и страновых домов мод! Более того, они же дают возможность развиваться журнальной отраслевой индустрии. Раз существует мода, всегда есть потребность с ней знакомиться ближе и даже пробовать отдельные изделия делать своими руками. К примеру, журнал «Бурда» и не он один.
Традиция гласит: продукт от кутюр можно продать лишь один раз. Но это такой продукт, который целиком и полностью разработан и изготовлен самим мастером, его руками. Далее, если модель нравится людям и на неё образуется спрос, её можно изготовить в количестве до десяти экземпляров мастерских копий – копий от мастерской. Их изготавливают подмастерья под личным руководством и наблюдением мастера. Если модель и далее интересует людей, её кальки передаются на малую поточной линию: это уже полуручное, но всё еще качественное изготовление. Такие изделия распространены и пользуются успехом в среде бизнес класса. Однако если люди и дальше продолжают интересоваться этим фасоном и хотят носить именно эту модель, то возникает необходимость передачи калек изделия на средние поточные линии. А далее, если фасон сопровождает массовый успех, его изготавливают на массовом конвейере.
Всё очень просто.
Но это мало знать, нужно еще обладать искусством, талантом и чутьем! Необходимо жестко отбирать и отделять предметы от продуктов. Художники – всегда любимые дети! Но не все они могут дать продукт как предмет. Поэтому в бизнесе не может быть ничего личного.
Чем выше квалификация арт-менеджера, тем более он способен понять, определить и отделить обычные и иногда довольно добротные продукты от предметов массового потребления. Следовательно, раз способен определить, способен эти продукты поставить на поток (тираж). Следовательно, может достичь в своей профессионально-производственной работе экономического успеха и благополучия!
Это всё знали наши великие предшественники – русские антрепренеры конца XIX – начала ХХ веков. Они отбирали свежие, новые оперы, отбирали те продукты, которые могут иметь как предметы массовое внимание и популярность, а значит иметь бесспорный общественно-экономический успех. В результате – аншлаги и полные кассовые сборы! Конечно, и у них бывали (и это правда) репертуарные ошибки, но они происходили исключительно из любви к искусству.
Эффективная работа зависит лишь от определенного количества в работе качественного продукта и постоянно обновляемого репертуара. А качественный продукт – это дойная корова: чем дольше она доится, тем больше дает молока. Следовательно, этот фактор становится реальным экономическим основанием для проведения экспериментов и новых отборов, организации новых проб, пилотирования новых дебютов и создания новых выдающихся продуктов-предметов.
Золотое правило: чем дольше живет привлекательный имидж зрелища (продукта-предмета), тем дольше его можно эксплуатировать, тем дольше он самостоятельно капитализируется. И вы бы и хотели его снять с проката, но
публика сама не позволит это сделать.
Схема экономической работы продукта!
1. Любая премьера создает и запускает первичный потребительский спрос, с которого начинается поток возвратных поступлений.
2. Юбочный телефон создает мощную потребительскую волну, которая приводит к возврату вложенных ресурсов и к капитализации затрат.
Если спектакль любим, его может играть и второй, и даже третий состав (молодежь должна обучаться и расти на сцене рядом с мастерами, видеть и ощущать ответную реакцию зрителя на её работу, что заставляет молодых артистов совершенствоваться в искусстве и продолжать работать над репертуаром, наращивая творческую массу и мастерство).
Молодому артисту нельзя платить большие гонорары. Ему нужно давать постоянную работу и ставить новые (по силам) творческие задачи!
Публику нужно заинтересовывать не столько мастерами, сколько сценой и сценическим делом вообще!
Это важно понимать, поскольку звезды сцены иногда заносятся (подхватывают звездную болезнь) и ведут себя неподобающе. Поэтому арт-менеджеру необходимо учиться давать сдачи и независимо от поведения звезд грамотно выстраивать своё дело.
К примеру, Ф.И. Шаляпин в своей карьере в России (до 1918) срывал не один спектакль – больно любил поесть домашней лапши с курицей, после чего диафрагма не держала звук и петь он не мог. Великий русский антрепренер С.И. Зимин в подобных случаях всегда имел в театре талантливого и самоценного афишного дублера на контракте, что позволяло не срывать или отменять спектакль, а достойно выходить из такого положения. Он понимал, что публика не должна была страдать из-за излишеств артиста, который часто не мог держать себя в руках! Поэтому в театре всегда была наготове знаковая фигура для замены.
И публика это ценила!
Кроме того, гонорар Ф.И. Шаляпина был несравним с гонораром другого любого афишного артиста. Но именно это позволяло С.И. Зимину заблаговременно формировать бюджеты проводимых им гастрольных сезонов, из которых собственно и выплачивался гонорар всем без исключения гастролерам, включая и гонорар Ф.И. Шаляпину.
Так поступал С.И. Зимин!
Попробуйте найти свой вариант!
Эффект памяти – «хлебная опера»!
Адекватные руководители сцены такой продукт берегут как зеница око! Для поддержки ажиотажа они иногда проводят «пустозалые» спектакли. Или продают их оптом для предприятий и организаций. И делается это специально для того, чтобы хотя бы пару раз в году над окошком билетной кассы в кассовом зале могла повисеть табличка: «Билетов нет!»!
1. Ажиотажный спрос формируется так: проводится спектакль в зрительном зале, наполненном своими сотрудниками, артистами, техниками, семьями служащих и их друзьями. Спектакль в этом случае «чистят» и «спаивают», наигрывают и доводят до автоматизма и совершенства. Касса же не прекращает свою работу и не останавливает продажу билетов на данный спектакль. Но предлагает их не на сегодня, а на другой день недели или другую неделю.
Благодаря этому нехитрому маневру создается эффект волны, поскольку пришедшие в кассу люди, не получив возможности попасть на сегодняшний спектакль, делают вывод, что спектакль популярен раз в кассе билетов нет, поэтому обязательно и с удовольствием решаются приобрести билеты на следующие дни его представления.
«Хлебных спектаклей и опер» мало! Поэтому их необходимо беречь и аккуратно эксплуатировать, чтобы зритель не переедал (эффект сгущенки) и был всегда в боевом художественно-творческом тонусе!!!
2. Также ажиотажному спросу содействуют целевые показы спектаклей для представителей отдельных предприятий, учреждений и организаций. Они создают у рядовой публики впечатление высокой популярности конкретного спектакля и самого театра в целом, потому что билетов на этот спектакль в этот день просто не достать! Значит нужно срочно заблаговременно покупать их на следующее число его представления!