Вход на сайт

Войти через ВКонтакте Google

Или войти в аккаунт

К 60-летию Майка Науменко: человек, которого уважал БГ, которому завидовал Макаревич, у которого учился Цой
Hot Points

К 60-летию Майка Науменко: человек, которого уважал БГ, которому завидовал Макаревич, у которого учился Цой

Гэу Андрей 5947

18 апреля 2015 года лидеру группы «Зоопарк» Майку Науменко исполнилось бы 60 лет. Корреспондент Модного.ТВ Андрей Гэу подчеркивает вклад одной из главных фигур советского андерграунда в развитие рок-культуры и оценивает степень его влияния на современников и последователей.


Август 2006-го. Только что отгрохотал чемпионат мира по футболу в Германии, в кинотеатрах успешно прокатываются вторые «Пираты Карибского моря», а на Ближнем Востоке, как всегда, не смолкают пушки. Российский «Роллинг Стоун» выпускает материал «Зоопарк Культуры и Отдыха» - с этого момента начинается мое знакомство с творчеством Майка Науменко – легендарного советского самобытного рок-музыканта и исполнителя. Из воспоминаний близких и коллег по цеху он предстает прямолинейным, честным, человеком без пафоса и понтов, до боли знакомым в своей жизненной позиции, инфантилизме, да что там, привычке выпить и оторваться «в полный рост». Эти и другие качества ему блестяще удалось перенести в звуковой ряд своей жизни, за что он и снискал признание миллионов слушателей, узнававших в его песнях себя, умеющих постебаться над собой и окружающим миром.

Песни простого человека.

По сравнению с другими «монстрами» русского рока Майк записал ничтожно мало песен, но их с лихвой хватило на десятилетия вперед. И то, что именно он является абсолютным рекордсменом на отечественной рок-сцене по кавер-версиям – дорогого стоит. Его исполняют на концертах все значимые группы, цитируют молодые коллективы, отдают должное мэтры и нынешние кумиры молодежи. Его влияние безгранично: он читается в раннем творчестве «Крематория», из него вылез весь «Секрет». Особняком тут стоит Виктор Цой, прибегавший к Майку, по воспоминаниям Натальи Науменко, посоветоваться буквально по поводу каждой строчки. Более того, никто из наших музыкантов так и не достиг подобной легкости и естественности в сочинительстве по сей день. Приближались многие – Армен Григорян, Сергей Чиграков, Вася Васин, - но встать рядом не удалось никому.

Чем же так великолепны его песни? Написанные максимально понятным слушателю языком, они стали первыми в российской музыкальной летописи, не уступающими западным по качеству текстов и смысловой нагрузке. Недаром один из главных его почитателей – Армен Григорян, - сравнил вклад Майка в отечественную рок-культуру с услугой, оказавшей нам всем А.С Пушкиным, переведшим тяжелый язык Карамзина и Ломоносова в доступную простым смертным сферу. Если в песнях Гребенщикова и Макаревича было слишком много философии, искаженной реальности, то у Майка с этим обстояло все на порядок проще: знакомые каждому сюжеты, в основе которых «шизанутый» советский коммунальный быт, – простые же, как три рубля, способы их воплощения в художественные формы: «Я подливаю пепси-колу в ром, и всем наплевать на то, что будет потом» или та же культовая «Я сижу в сортире и читаю Rolling Stone». Это цепляет по сей день, потому что взято целиком из жизни, без сложных метафор и аллегорий.

Майк преуспел на ниве минимализма – умел достичь нужного результата избитыми «четырьмя аккордами» и гениальной в своей простоте рифме. Наиболее распространенный тут прием – отсутствие в построении песни припева и завершение каждого куплета одной повторяющейся строкой: «Я боюсь спать/думать/жить, наверное, я трус, денег нет - зато есть пригородный блюз!». Именно по такому принципу Майк написал самые знаменитые свои блюзы и рок-шлягеры. Вкупе с мощным напором при исполнении их вживую это было обречено на успех: с первого же выступления Майка в Москве, организованного Артемием Троицким, когда публика в буквальном смысле испытала культурный шок. Когда с первых аккордов со сцены полился драйв, секс, рок-н-ролл, и в то же время вдумчивость, проницательность, что-то совершенно личное. Это стало откровением даже для уже хорошо известных на тот момент в «тусовке» рокеров, к примеру, для оставшегося тогда не у дел Макаревича. Майк затмил всех…

При этом неверно будет полагать, что по своему содержанию его песни не несли ничего кроме безобидных танцулек, распития рома с пепси-колой или очередного романа с прелестницей. Принципиально избегавший острых социальных и политических тем, Майк нет-нет и выдавал что-либо эпохальное, как говорится, эзоповым языком. Чего только стоят строки «Все равно поезда никогда не уходят из Уездного города N», отсылающие к замкнутому пространству Союза, или песня «6 утра», в которой Майк предстает перед нами не только в полный рост настоящей рок-звезды, но Человека снисходительного, умного, понимающего…


«Все в порядке, просто у меня открылись старые раны».

Как у каждого обыкновенного человека, у Майка были свои слабости и «манечки». Если на постоянную нехватку денег или женскую неверность он старался смотреть с иронией, то перед страхом одиночества явно трепетал. В «Старых ранах» - пожалуй, самой сильной его песне, которой он играючи уделывает всех бардов своего поколения, это прослеживается особенно ярко. Безысходность и отчаяние горят «в каждой клетке нервов», кажется: выхода нет, да и нужен ли он, если «последний куплет давно уже спет»? И тут же мудрый Майк дает ответ: «Все будет так, как оно быть должно, все будет именно так – другого не дано…», сохраняя луч надежды для мира, не для себя...


На лучшем своем альбоме «Белая полоса» Майк называет одиночество своим братом в песне «Блюз субботнего вечера», а в «Ночном госте» сходит с ума, не узнавая самого себя в зеркальном отражении. И это не просто художественная форма, это БОЛЬШАЯ трагедия ВЕЛИКОГО человека. Больше никто не придет, только собственное отражение в зеркале с чужим взглядом – с годами Майк понимал это все отчетливее.

Ну и под занавес - «Выстрелы». Песня, не похожая ни на одну его запись – ни сольную, ни с «Зоопарком», ставшая реквиемом самого недооцененного отечественного музыканта.


С момента выхода той статьи в «РС» минуло 9 лет, и сегодня становится ясно: то было не просто мимолетнее увлечение юноши, то было прямое попадание в цель, как с меломанской, так и жизненной точки зрения. Майк научил возвышаться над мирской суетой, оставаясь равным и учтивым со всеми, игнорировать власть, не опускаясь до ее уровня, радоваться малому, обладая самым бесценным – признанием слушателей.

Что же касается музыкальных заслуг, Майка без преувеличения можно считать легендой - человеком, которого уважал БГ, которому завидовал Макаревич и у которого учился Цой.

«Я сказал все, что хотел сказать, что я могу сказать еще?
Все, что я хочу, это чтобы всем было хорошо.
И кто-то плюнет мне в спину, и кто-то помашет рукой,
И кто-то назовет меня негодяем, но кто-то назовет «звездой».
Зовите меня, как вам угодно, я все равно останусь собой:
По знаку Зодиака - овном, по году рожденья - козой».

Майк Науменко «Завтра меня здесь не будет».

читайте также