Вход на сайт

Войти через ВКонтакте Google

Или войти в аккаунт

Мы живем в эпоху подглядывания и вуайеризма
Beauty

Мы живем в эпоху подглядывания и вуайеризма

a 1086

Fashion-фотограф Анна Жерновникова


На встречу со своей мечтой я бежала ранним предновогодним утром по почти пустым заснеженным улицам Петербурга. Моя сегодняшняя визави поможет мне приблизиться к тайной мечте, о которой я боюсь говорить знакомым и друзьям. Моя собеседница — fashion-фотограф. От своих коллег она отличается невероятной работоспособностью (она отдыхает в декрете) и взглядом на мир (ее фотографии имеют запах и настроение). За рубежом трудами моей собеседницы восхищаются и даже оплачивают: работа Анны Жерновниковой была опубликована в одном из журналов фото моды Италии. А сейчас в базе портфолио фотографов на сайте итальянского Vogue у нее 24 изображения (обычно редактор итальянец одобряет у среднестатистического российского фотографа максимум три фотографии).

И вот мы уже в кафе. На улице холод, она пьет обжигающий горький кофе и щурится от удовольствия, а я выпытываю секрет успеха в мире высокой моды: может ли такая невысокая девушка как я стать востребованной фотомоделью пусть не в статусном Петербурге, но во всем мире?

Модели
— Какие фотомодели востребованы в современной fashion-индустрии? На что в мире смотрят и какие модели восхищают?

— Люди хотят смотреть на других людей! Это и сейчас, и всегда самое любопытное. Но в мире современной высокой моды сейчас волшебное время — наконец рухнули все старые правила и теперь каждая модель и любой фотограф востребованы. Разброс визуальных трендов и способов визуального выражения огромен. Моя собеседница минут пять рассматривает девушку за соседним столиком. А ты не думала, почему я назначила встречу в кафе? Здесь люди! А людям интересно смотреть на людей. Мы живем в эпоху подглядывания и вуайеризма. И понимаешь, в чем парадокс? В обычном мире люди стирают свои прыщики и пятнышки на коже, а в мире высокой моды зритель ценит несовершенство больше, чем искусственную красоту. В мире высокой моды царствует индивидуальность.

— Сейчас параметры модели могут быть не только 60-90-60 и рост метр семьдесят семь?

— И даже метр двадцать. И носить шестидесятый размер одежды. В мир высокой моды можно прийти после выхода на пенсию. Это раньше заставляли срезать родинки и выравнивать зубы, а сейчас все неровности и особенности в тренде!

Поэтому, удивительно, конечно, востребованы и ценятся возрастные модели со всеми их трещинками и морщинками. Нужны настоящие люди и их реальная жизнь.

Имитация жизни. И Искусства
— Мне казалось, что мир высокой моды — это как картины фламандцев: на полотнах могут быть лишь необычные герои.

— И имитация высокого искусства — тоже трэнд! Когда-то великий математик и сказочник Льюс Кэрол сфотографировал Алису — Льюис был еще и хорошим фотографом со своим почерком и стилем. Эту фотографию лет сто спустя повторил Лейбовиц с Кирой Найтли. Но сейчас эту фотографию копировать почти невозможно! Ты только представь, взрослый мужчина фотографирует маленькую девочку, стереотипы в обществе изменились, и эта фотография может вызвать обратный эффект. А Gucci рискнули и почти возродили это знаменитое фото: трогательный образ ребенка, утопающего в цветах, восстановили. Однако вместо девочки — нежный мальчик.

— И этот кадр, повторяющий историю столетней давности, — фэшн-фотография?

— Да. Потому что это не слепое копирование. Это возрождение настроения, мистики, запаха сказки. Это фотография с настроением.

Правила игры в мире высокой моды: на первый второй рассчитайсь
— Есть правила, согласно которым можно разделить фотоизображения — это мир высокой моды, а это не очень высокой?

— Я не могу считать себя на одной ступени с великими. Я только учусь. Но спор о высоком и не очень — вечный и почти неразрешимый! И чем дольше спорят, тем меньше шансов найти правильный ответ. Назову общепризнанные и уже достигнутые договоренности. Итак, считается, что если фотограф снимает, ну, например, модную коллекцию, то он уже работает на будущий успех и изготавливает fashion-фотографию и историю. А если эту съемку оплачивает или заказывает журнал или модельер, или дизайнер одежды, то она автоматически, якобы, становится продуктом мира высокой моды.

— Судя по сарказму, это не так?

— Я считаю, что не так. Акценты мира высокой моды уже давно сместились. И теперь fashion-фотограф не только и не столько фиксирует макияж, прическу, детали одежды или новые возможности кастрюли со свистком, но и создает новый мир и настроение. Мы живем в эпоху нового изобразительного периода, когда фотография становится ценностью сама по себе! Fashion-фотограф рассказывает не только о коллекции. Он призывает зрителя к диалогу. Ну как тебе объяснить... Fashion-фотограф Фил Пойнтер, снимая новую коллекцию одежды, деформировал лица моделей струей воздуха: то есть он не только показал новые платьишка. Полученный визуальный эффект должен был заставить зрителей задуматься об изменчивости моды и о быстротечности времени. Люди сохраняют платья, но теряют свои лица!
 
Выход в профессию
— А как становятся fashion-фотографом? Этому где-то учат?

— Карл Лагерфельд однажды на съемочную площадку привез мальчика, который по команде нажимал на кнопку фотоаппарата. Разве этого мальчика можно назвать fashion-фотографом? Все историю придумал Лагерфельд и он же эту историю воплотил в жизнь. А на кнопку фотоаппарата может нажать любой. Более того, в современной fashion-индустрии и фотоаппарат не всегда нужен. Иногда снимают на камеры мобильного телефона. Если за это платит заказчик — значит работа выполнена.

— Ты меня вообще запутала. Так кто такой fashion-фотограф?

— Как правило — нет фотографа, а есть команда. Один ставит свет. Второй наносит макияж модели. Третий нажимает на кнопку. Главный тот, кто придумывает историю, которую можно продать и которую будет любопытно рассматривать. Понимаешь? Правда в Петербурге сейчас, к сожалению, придумывают то, что было на пике лет пять-семь, а то и пятнадцать, назад. Один модный петербургский журнал публикует морально устаревшие фотосессии. Но их смотрят, за них платят — значит они нужны.

— Почему в культурной столице не следят за трендами и тенденциями?

— Все решают деньги! Оплачивают то, что попроще? Значит и будут снимать то, что проще и легче. Или, быть может, потому что боятся придумывать что-то новое. Но fashion не прощает халтуры. Благодаря интернету, социальным сетям мир стал невероятно ёмким: можно жить в одной стране, зарабатывать в другой. Но делать фотографии, о которых будут говорить и сейчас, и спустя несколько лет.
 
— Так что такое fashion-фотография?

— Точно сказать и никогда себя не исправить, и не взять свои слова назад я не смогу. С одной стороны, фотограф формирует мир, с другой — основная цель fashion-фотографии показать образы и изделия дизайнера или модного дома так, чтобы зритель захотел их приобрести. Как бы мы тут не говорили об искусстве, но fashion-фотография — это больше «про бизнес», а уж потом «о культурном явлении». Поэтому фотографии и работы fashion-фотографов в разных странах так разительно отличаются!

читайте также