Все дело в том, что мода множество раз меняла мир и еще не один раз изменит. Появление трендов нередко приводило к революциям, кардинально меняя общество и напрямую влияя на политические процессы. Последствия этого влияния ощущается до сих пор. Поэтому, одевая какую-либо модную нужно понимать – у вас в руках не просто кусок виртуозно раскроенной и сшитой материи, а настоящее оружие, способное необратимо изменить то, что казалось незыблемым веками.
Мода до моды
«Мода» – слово, пришедшее из французского языка, и буквально означающее «способ «или «предписание». Забавно, что сама мода появилась горазда раньше, чем термин, ее обозначающий. Пристрастие мужчин и женщин к красивой одеже известно с древнейших времен. Другое дело, что ткани и услуги немногочисленных профессиональных портных стоили очень дорого и наряды «от кутюр» были уделом высшей аристократии. Однако по мере развития производственных сил и торговли ситуация менялась.
Например, Римская империя владела землями на трех континентах –в Европе, Африке и Азии. В столицу сверх державы были налажены поставки восточных тканей, которые пришлись весьма по вкусу местным модницам, которые до этого момента носили только шерстяную одежду. Также в Рим хлынул поток переселенцев и рабов из Сирии, Египта, Греции, Парфии и других стран. Они везли с собой свои обычаи и традиции, в том числе принятые в их краях фасоны.
Спустя сто лет одежда римлян претерпела сильные изменения. Вместо простых тог и туник в роскошные убранства оделись сначала патриции, а потом и плебс начал подражать верхушкам общества в крое и моделях. Мода на восточные убранства создала запрос на роскошный образ жизни привычный для Азии, но диковинный для раннего аскетического Рима. Это способствовало в начале процветанию искусств, а позже - гибели величайшей империи Европы.
Однако долгое время модная одежда оставалась доступна лишь верхним слоям общества. В эпоху Возрождения дворянки могли щеголять флорентийскими или парижскими фасонами, в то время как одежа широких слоев населения оставалась грубой и максимально практичной. Все изменило появление мануфактур, а позже – фабрик, поднявших качество европейских тканей на высокий уровень, а их производство - на поток. И здесь начинается наша история.
Как мода стала языком международной дипломатии
Не для кого не секрет, что родиной моды является Париж. Но мало кто знает, что отец этого явления вовсе не француз, а англичанин Чарльз Фредерик Уорт, основавший первый дом моды на берегах Сены. Его подход к делу отличался революционным новаторством.
До Уорта одежда шилась на заказ без указания автора. Он первым начал ставить свое имя на изделия, воспринимая моду как личное творчество, и стал создавать коллекции, предлагать выбор тканей, что создавало ощущение эксклюзивности для клиентов. Уорт также первым стал использовать живых моделей вместо деревянных манекенов для демонстрации одежды.
Он активно применял корсеты и сложные драпировки, популяризировал кринолины и турнюры, делая акцент на форму женского тела. В то же время Уорт отказался от рюш и оборок, делая ставку на простые формы.
Его подход к работе с клиентами изменил традиции: Уорт диктовал моду, а не выполнял заказы, создавая новый стандарт отношений дизайнера и клиента. Его мастерская ассоциировалась с роскошью и привлекала аристократов, включая императрицу Евгению.
Эти новшества Уорта задали направление для модной индустрии, превратив дизайнеров в лидеров стиля, а одежду — в выражение индивидуальности. И главное – Уорт производил одежды столько нужно, фактически поставив пошив на поток.
В социально-политическом смысле деятельность Уорта также имела огромное значение: Париж стал глобальным законодателем мод, чем тут же воспользовалась французская дипломатия. Чтобы добиться компромисса на переговорах с послами других стран, уже не нужно было направлять к берегам оппонента военную эскадру. Достаточно было подарить жене иностранного министра пару-тройку новейших платьев от кутюр. А далее уже сама женщина, влияла на мужа, тем самым подталкивая его к решению, выгодному Франции.
Парижская мода, в свою очередь, продвигала в мире французскую литературу, искусство, науку. И естественно – политическое влияние. Дома высокой моды, появившиеся в Париже после почина Уорта, стали частью той мягкой силы, которые сделали Францию одной из ведущих мировых держав двадцатого века и нынешнего времени. Даже во второй половине прошлого столетия, когда страна стремительно теряла свои обширные колонии в Африке и Азии, французы оставались и остаются неизменной частью культурного пространства новых государств. Просто вместо колониальных войск и оружия, на эти территории хлынули французские киноленты, а за ними - фасоны прет-а-порте от парижских модельеров. Таким образом можно сделать вывод: мода очень мощный инструмент политики, который позволяет очень тонко воздействовать там, где бессильны танки и ракеты.