Вход на сайт

Войти через ВКонтакте Google

Или войти в аккаунт

Антимода
Fashion

Антимода

Черкасова Елизавета 17274

Что такое антимода? Википедия объясняет это определение как социально-культурные явления, выражающие нарочито подчёркнутый протест моде, часто балансирующий на грани риска стать модой. Но действительно ли это так? Да, протест этот сознательный, выраженный во внешних формах (одежда, поведение), настроенный против установленных обществом идеалов, правил и норм, желание одеваться и вести себя,следуя своим собственным представлениям о том, что такое хорошо и красиво. Не обязательно это будет гармонично, хотя своя гармония тут определенно присутствует, также фигурирует вопрос пропорциональности и сочетаемости в классическом смысле. Но мода «переваривает» любые новые идеи, не так ли? Трансформирует их и делает всеобщим достоянием, поэтому, вне всяких сомнений, каждая антимода заведомо обречена превратиться в моду.


Первое что приходит на ум, когда произносят термин «антимода» — стиль гранж, вышедший из оборванной одежды музыкантов (Nirvana, Sex Pistols) и их поклонников. Но само по себе явление антимоды, в более широком смысле этого слова, берет свои истоки намного раньше, чем может показаться на первый взгляд.

Период реформации(широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией) — пример, когда протестантские церкви, призывавшие к скромности и экономии, повлекли за собой и изменения во внешнем виде своих приверженцев. Французские гугеноты, английские пуритане – стараясь всем своим внешним видом показать, что они не приемлют бессмысленного потребительства, обходились малым и носили строгую одежду из темного сукна. И все это в противовес шелкам, бархату и кружевным воротникам аристократии тех лет.


Следующий этап- движение инкруаяблей времен Великой французской революции(1789—1792). В переводе с французского инкруая́бли (les Incroyables)- буквально «невероятные» — название модников и модниц из роялистски настроенной «золотой молодёжи». Однако, тогдашняя их эксцентричность заключалась в отказе от кюлотов, париков и камзолов, заменив их преувеличенно огромные галстуки, фригийские колпаки, а вместо изящных тросточек –суковатые дубинки. якобинцев, с их длинными матросскими штанами и куртками, красным фригийским колпаком и грубыми ботинками на шнурках (тогда как при дворе носили туфли с пряжками, узкие панталоны, бархатный или шелковый аби или фрак и треуголку).


Или же якобинцы - приверженцы радикального эгалитаризма того же периода. Отличались длинными матросскими штанами и куртками, красным фригийским колпаком и грубыми ботинками на шнурках. тогда как при дворе носили туфли с пряжками, узкие панталоны, бархатный или шелковый аби или фрак и треуголку). А тем временем при дворе все еще носили носили туфли с пряжками, узкие панталоны, бархатный или шелковый аби или фрак и треуголку.
Облик нигилистов 60-х гг. 19 в. в России также можно отнести к веянию антимоды. Это сознательный аскетизм, со стриженными волосами у женщин, короткие синие платья и очки того же цвета.

У истоков антимоды 20 века стоит молодежь. Начало века –попытка введения в обиход простой и рациональной по форме «одежды реформ» — бескомпромиссный отказ от корсетов и причесок с ненатуральными волосами.

Прошедшие Две мировые войны стали благодатной почвой для возникновения и роста молодежных субкультур и новых протестов, которые, в свой черед, являлись «черноземом» для создания своей моды.

Разбитое поколение — битники(50-е гг.), провозгласившие бедность добродетелью, отрешившись от социальных проблем, облачались в грязные мешковатые брюки из вельвета, свитеры небрежной домашней вязки, отращивали дремучие бороды.


В коммунах хиппи же каждый был себе кутюрье. Наличие полного отвержение ценностей и норм современного общества повлекло за собой тенденцию на длинные волосы, причесанные на прямой пробор, яркая, с этническими элементами, не сковывающая движения одежда. Лавки старьевщика, бабушкины сундуки – вот кладезь оригинальных ансамблей внешнего вида хиппи 60-х годов.


Термин антимода также использовался, чтобы описать моду, принятую типичными панками 1970-1980-х. Стоило лидеру группы Nirvana Курту Кобейну появиться на MTV и страницах модных журналах, его одежда- застиранные футболки, растянутые вязаные кофты, джинсы и кеды- в один миг превратились в модный стиль.

Ключевое определение для понимания - так называемая «эстетика помойки». Ответственной за этот бунт и негласный лозунг «все должно быть против» принято считать Вивьен Вествуд, которая в партнерстве с Малькольмом Маклареном открыла культовый магазин Sex, с которого и началась панк-эпоха еще в 70-х.


В 1990-е годы-принятие минималистического стиля, возникшего по обе стороны Атлантики, где черные джинсы и белые футболки без видимой торговой марки-преференция деловой и интеллектуальной молодежи. Уже четко чувствуется влияние авангардисткой моды Рей Кавакубо для Comme des Garçons с серьезным тейлорингом, минимализм работ Кельвина Кляйна и даже простые джинсы и черная водолазка Стива Джобса.

И тут вопрос встает ребром. Не такую ли моду на комфорт и определенный аскетизм мы можем наблюдать на подиумах в наши дни? Всякая антимода как оригинальное явление существует недолго. Быстро появляются подражатели, ведущие вполне благополучный образ жизни и для эпатажа играющие в протест. Или же это всего-навсего цикличность моды?

В свою очередь, Оскар Уайльд, пожалуй, самый ярый защитник идей эстетизма, воплощенных в костюме, говорил, что мода- «это настолько невыносимая форма уродства, что мы вынуждены менять ее каждые полгода». Что бы он тогда сказал нам о плавительном котле новой моды и стиля, именуемым как антимода? Синоним китчу, игре в безвкусицу, или же наоборот, наличие вкуса? Каждый может трактовать понятие антимоды по-своему и дискурс на эту тему бесконечен.

читайте также